Трава иван да марья

Иван-да-марьяЧасто название иван-да-марья используется по отношению к нескольким разным видам растений. Зачастую так называют и шалфей луговой, и фиалку трёхцветную, и живучку женевскую, и барвинок, но более известное растение – марьянник дубравный. Его другие названия – иванец, двуцветник или брат с сестрой.

Это растение относится к семейству заразиховых и считается однолетним. Цветок иван-да-марья – медоносное и декоративное растение, но в то же время и ядовитое. Несмотря на это, оно широко применяется в народной медицине.

Описание травы и ареал произрастания 

ЦветокЦветок иван-да-марья – растение-полупаразит с прямым и ветвистым стеблем, высота которого составляет 15–60 см. Любит паразитировать на ели, ольхе, иве, орешнике, но также на травянистых растениях. Весь стебель усеян волосками белого цвета, обращёнными вниз. Листья ланцетно-заострённые, супротивные, яйцевидные, сердцевидные, суженные в маленький черешок.


Соцветье – верхушечное, кисть — колосовидная с редким цветом. Прицветники сердцевидно-яйцевидные, супротивные, заострённые с зубчиками, вдоль жилок и у основания слегка опушённые. У нижней части соцветия прицветники зелёного цвета, у основания средней части – фиолетово-синего, у верхнего – фиолетового окраса.

Где может расти иван-да-марьяЧашечка, как правило, трубчатая с заострёнными зубчатками. Цветки у растения неправильной формы, цветоножки небольшие, обращены в одну сторону и опушённые. Венчик жёлтый, двугубый, с нижней губой и красноватой трубочкой. Цветёт с мая по сентябрь. Предпочитает произрастать в дубравах, на опушках и полях, в болотистых лугах и среди кустарников.

Трава иван-да-марья обширно распространена на европейской территории. Главные места произрастания – лесная и лесостепная зона в европейской части России. Но также растение можно повстречать на Кавказе и в Сибири, Украине. Лучшие условия для роста растения – торфяные и сырые луга, меловые склоны и лиственные леса.

Род марьянник насчитывает 35 видов. Для России наиболее характерным видом является иван-да-марья (марьянник дубравный), марьянник луговой, полевой и разрезной.

Легенды о цветке 


Цветущий лугПрирода одарила растение иван-да-марья очень яркой и контрастной окраской, поэтому вокруг него ходит так много разных легенд и сказаний.

Каждая народность рассказывает свою легенду появления цветка, но в каждой истории существовали влюблённые, которые, несмотря ни на что, хотели быть вместе. Так этот яркий цветок стал символом верности и любви. Ещё с древних времён считалось, что синий – это мужской цвет, а жёлтый – женский. Но также неудивительно, что в названии используются самые распространённые русские имена – Иван и Марья. Именно они могли символизировать любую влюблённую пару. Две самые распространённые легенды:

  • Влюбленная параПервая повествует о двух влюблённых, которых звали Марья и Иван. Однажды пара пошла в лес по грибы. И вдруг неожиданно над ними сгустились тучи, пошёл дождь, усилился ветер, засверкала молния. Девушка очень испугалась, тогда Иван укрыл её собой. После того как непогода ушла, влюблённые пошли домой. Через некоторое время на месте, где парень укрыл свою возлюбленную, вырос жёлтый цветок, а над ним красиво склонился листочек фиолетового цвета. Именно этот листочек защищает хрупкий цветок, как Иван свою Марью.

  • Колдовский цветокСуществует ещё не менее интересная легенда о цветке. Так, в некотором лесу одиноко проживал леший, у которого не было друзей, и он постоянно пугал людей. Но однажды, гуляя по лесу, он приметил фиолетовую фиалку, в которую тут же влюбился. Леший ей восхищался, а она даже не смотрела в его сторону. Однажды он признался ей в любви и предложил выйти за него замуж, но фиалка тихо отвернулась. Тогда леший стал обещать все звёзды с неба, но красавица сказала, что ей ничего от него не надо. Она тайно была влюблена в красивоцветущего фиолетового Иванушку, который рос рядом. И эти две прекрасные фиалки поженились и стали жить рядом на одном стебельке. Леший расстроился и ушёл.

Вот такие удивительные и интересные истории сочинял народ про эту траву. Но цветок прославился не только необычными легендами, он также стал известен благодаря своим целебным свойствам.

Применение в народной медицине

Иван-да-марья: легенды о цветке и его полезные свойства

В народной медицине для приготовления лекарственных средств применяют надземные части этой травы:

  • цветы;
  • плоды;
  • листья;
  • стебли.

Полезные свойства

Полезные свойства цветкаТрава иван-да-марья – ядовитое растение. Вся наземная его часть содержит гликозиды и алкалоиды, в том числе – дульцит и аукубин. Очень ядовитыми считаются семена.

Они могут вызвать довольно сильное отравление как у людей, так и у животных. Поэтому употреблять растение в качестве лечебного средства нужно осторожно. Несмотря на это свойство, растение обладает лечебным действием при многих заболеваниях:

  1. Так, его польза очевидна при болезнях желудка и ЖКТ, сердца (гипертония), а также при невралгии и эпилепсии.
  2. Особенно эффективно применять наружно при туберкулёзе кожи, диатезе, чесотке, ревматизме, разных сыпях, для промывания ран. Наружно можно применять порошок из сушёного растения, но также и сок из свежего.
  3. Настой из цветков обладает успокаивающим, седативным, противосудорожным действием. Чай из растения пьют при золотухе.

Возможная опасность

Цветы иван-да-марьяНо применять растение нужно только по инструкции, иначе можно нанести вред здоровью. Основные симптомы передозировки, отравления:

  • желудочные боли;
  • слабость и сонливость;
  • рвота и тошнота;
  • сокращение сердечного ритма.

Если человек столкнулся с необходимостью применения этого цветка, то не надо забывать о его токсичных свойствах. Особенно опасны семена. Они оказывают наркотическое действие, вызывают сонливость и раздражительность. При появлении вышеуказанных симптомов следует обратиться к доктору.

cvetnik.me

Описание и использование растения

Внешний вид

Где растет иван да марьяЦветок иван-да-марья – травянистое однолетнее растение. Его можно встретить на лугах, лесных полянах, около кустарников, на опушке леса, вблизи болот. Ботаническое обозначение — Melampyrum nemorosum L. В народе имеет разные наименования: марьянник дубравный, брат и сестра, медунка, желтяница, огнецвет, желтушка, иванова трава, луговой звонец…

Стебель достигает высоты 15-50 см. На его корне имеются присоски, которыми оно прикрепляется к корням соседних растений и питается от них соком. Цветок является полупаразитом. Стебель марьянника дубравного прямой, покрытый белесыми волосками. Все цветки по одному расположены на цветоножках и развернуты в одну сторону. Около каждого желтого цветка находится лист синего или фиолетового цвета.


Плод растения — это коробочка яйцевидной формы, похожая на зерно пшеницы. Эти семена разносят муравьи, перетаскивая их по земле. Поэтому густые заросли этой травы часто находятся вдоль муравьиных троп в лесу.

Это растение является прекрасным медоносом, но ядовито. Наземная его часть содержит алкалоиды и гликозиды. Наиболее опасны семена. Лекарственные формы из него необходимо принимать осторожно.

Сегодня современная фармакология занимается более глубоким изучением растения.

Применение в лечебной практике

Трава иван-да-марья издавна широко используется в народной медицине. Применяется в виде примочек, отваров, настоев и ванн при лечении:

  • кожных заболеваний
  • невралгии
  • гипертонии
  • головокружения
  • болезней сердца
  • заболеваний ЖКТ.

Марьянник дубравный оказывает ранозаживляющее, противовоспалительное, инсектицидное действие. Используются плоды с семенами и наземная часть растения.

С успехом травой лечат:

  • эпилепсию
  • депрессии
  • чесотку
  • диатез
  • туберкулез кожи
  • ревматизм.

Как использовать растение иван да марьяОпределенных противопоказаний нет. Не рекомендуется беременным и людям, склонным к аллергии. Сбор травы происходит в период цветения, который продолжается с мая по сентябрь. Сушку выполняют в помещении, которое хорошо проветривается. Сухое сырье хранят десять месяцев.


Настой цветка используют как эффективное средство для ванн и обмываний. Для этого обычно 3 ст. ложки сухой травы заливают 1 л кипятка и настаивают два часа, затем процеживают.

Настой цветка для лечения гипертонии, болезней сердца, желудка и невралгии приготавливают из 1 ст. ложки травы, залитой 1 стаканом кипятка. Через полчаса процеживают и принимают 2 раза в день по ½ стакана.

Наружно применяют порошок из измельченной травы для заживления ран.

Отвар плодов растения используют для борьбы с вредными насекомыми.

Однако надо помнить о том, что растение очень ядовито, и соблюдать меры предосторожности.

Магические свойства цветка

Лечебная сила цветкаСчитается, что это растение обладает магическими свойствами. В прошлом траву срывали в день летнего солнцестояния и держали ее при себе как средство защиты: бытовало поверье, что цветок убережет от погони и опасных людей. Для защиты от воров, злых духов цветы иван-да-марья помещали в углы дома.

Свежим соком из цветка поили людей, потерявших слух или рассудок. Считалось, что наличие этой травы в доме не допускало ссор и разногласий между супругами.

И в наше просвещенное время люди верят, что для того, чтобы обрести красоту и благополучие, надо на Ивана Купала попариться в бане с веником из травы иван-да-марья.

Легенды


Цветок иван-да-марья в народе всегда считался символом верности и любви. Существует много вариантов легенд о происхождении названия этого цветка. Самая распространенная из них – о Купале и Костроме. Легенда поведала о том, что однажды в день летнего солнцестояния бог домашнего очага Семарг увидел на берегу реки Ра (Волга) богиню ночи Купальницу и влюбился. Родились у них дети: сын Купала и дочка Кострома.

Случилось так, что гуси-лебеди украли Купалу и унесли за тридевять земель. Много лет пронеслось с тех пор. Как-то раз прекрасная Кострома гуляла на берегу реки, заплела венок и надела на голову. Говорила подружкам, что никогда никто не сорвет венок с ее головы (т. е. она никогда не выйдет замуж). Боги рассердились на нее за эти слова. Унесло ветром венок с ее головы. Упал венок в реку. В то время проплывал мимо на лодке Купала и подобрал венок. По обычаю должны были они пожениться. Только после свадьбы они узнали, что являются братом и сестрой, но успели уже полюбить друг друга. Тогда, чтобы не расставаться, они решили утопиться. Боги смилостивились над ними и обратили их в растение иван-да-марья. С тех пор они всегда вместе.

fikus.guru

Описание и характеристика растения Иван да марья


Травянистый однолетник имеет массу других, обиходных названий. Иванова трава, желтушка, липняк, все это имена одного растения. Ботаническое название цветка — марьянник дубравный, принадлежит к семейству норичниковых. Часто встречается на лугах, лесных полянах и опушках. Полезные вещества получает из почвы, воздуха и присасываясь к соседствующим травам. Часто семена переносят муравьи.

Марьянник дубравный (Иван да марья) - однолетний цветок
Марьянник дубравный (Иван да марья) — однолетний цветок

Прямой стебель иван-да-марьи, покрыт обращенными вниз белыми волосками. Обладает супротивными ланцетно-заостренными зелеными листями. Ярко-желтые цветы с фиолетовым прицветьем привлекают пчел. Является медоносом. Желтая часть цветка символизирует женское начало, а фиолетовая, мужское. Корни цветка снабжены присосками, что позволяет марьяннику паразитировать, питаясь соками других растений. Высота до 50 см. Широко распространен по всей территории нашей страны.

После завершения цветения в небольшой яйцевидной коробочке появляются крупные черные семена, которые часто служат кормом для птиц. Именно семена особенно ядовиты.

Полезные свойства цветка


Иван-да-марья широко используется, как лекарственное растение. Издавна известны его противовоспалительные, ранозаживляющие и антисептические свойства. Применяется наружно, в качестве примочек, и для приготовления ванн, а также внутрь, в виде отваров.

Иван-да-марья оказывает противовоспалительное, инсектицидное и ранозаживляющее действие
Иван-да-марья оказывает противовоспалительное, инсектицидное и ранозаживляющее действие

Используются плоды и надземные части. Для приготовления травяного сбора растение заготавливают во время цветения. Собранное сырье сушат в притененном, хорошо проветриваемом месте и хранят не более 10 месяцев.

Применение в народной медицине

Применение оправдано при лечении:

  • кожных заболеваний;
  • невралгии;
  • гипертонии и головокружений;
  • заболеваний ЖКТ;
  • болезней сердца.

Несколько рецептов народной медицины

При лечении кожных заболеваний

3-4 столовые ложки травы заваривают 1 литром кипятка. Через 2 часа настой процеживают и добавляют в ванну. Такая ванна эффективна при чесотке, различных сыпях и диатезе.

При заживлении ран и ссадин

В качестве лекарственного сырья используют надземные части растения Иван-да-марья в виде цветков, стеблей, листьев, а также плоды
В качестве лекарственного сырья используют надземные части растения Иван-да-марья в виде цветков, стеблей, листьев, а также плоды

Примочка из свежих мелко нарезанных частей растения отлично заживляет раны и ссадины.

При лечении болезней ЖКТ, невралгии, головокружений, гипертонии и болезней сердца

Используют приготовленный в термосе отвар:

1 ст. ложку сухой травы заваривают 1 стаканом кипятка и в течение 30 мин настаивают в термосе. Отвар остужают, процеживают и принимают по половине стакана 3 раза в день. Прием отвара избавляет от суставных и ревматических болей, понижает артериальное давление. При использовании отвара необходимо строго соблюдать дозировку, чтобы избежать случайного отравления.

Использование при беременности и кормлении грудью

Поскольку растение ядовито, применять его беременным и кормящим женщинам категорически противопоказано. Прием препаратов на основе марьянника может нанести вред не только женщине, но и ребенку.

Противопоказания к применению

Прием и использование препаратов на основе Иван-да-марьи противопоказано людям страдающим аллергией, с осторожностью следует применять ослабленным и пожилым людям. Хранить отвар необходимо аккуратно, чтобы не допустить случайного потребления детьми.

При применении растения Иван-да-марья следует помнить, что оно весьма ядовито
При применении растения Иван-да-марья следует помнить, что оно весьма ядовито

Передозировка может вызвать слабость, сонливость, головокружение и тошноту, а также угнетение сердечного ритма. При появлении любого из этих симптомов необходимо срочно обратиться к врачу.

Можно ли вырастить на даче

В последнее время, благодаря своим декоративным качествам, Иван-да-марья используется ландшафтными дизайнерами для создания пасторальных образов на дачном участке. Им украшают альпийские горки. Небольшая полянка ярких цветов, добавляет участку уникальности. Иногда используют для создания бордюров на клумбах. Смотрится очень живописно. Однако, многие садоводы опасаются размещать растение на своей территории из-за его паразитических свойств и быстрого распространения.

Мир растений велик и разнообразен. Одни являются украшением, другие лечат и помогают в решении бытовых проблем, третьи сочетают в себе сразу несколько удивительных качеств. Природа, которая создала эту великолепную палитру красок, свойств и ароматов является непревзойденным творцом. Ее талантом мы продолжаем восхищаться на протяжении столетий.

proklumbu.com

Цветок: описание и другие его названия

Это растение может носить разные народные «имена», такие как желтушка, желтяница, Иванова трава, липняк, меткая трава, луговой звонец и Иван-да-Марья. Но это далеко не все названия, поскольку эта трава за долгие годы привлекла внимание многих людей, которые с радостью дарили ей новые «прозвища». Но по-научному ее именуют как марьянник дубравный из рода марьянник, семейства норичниковых. Но в народе в основном прижилось название Иван-да-Марья.

Цветок (фото показано выше) является однолетним и может вырастать от 15 до 60 сантиметров. Его стебли опущены, листья заостренные, зеленые. Цветки ярко-желтого цвета собраны в несколько соцветий, каждый из них имеет двугорбую, неправильную форму. Цветки украшены фиолетовыми прицветниками зубчатого вида. После цветения появляется небольшой яйцевидный плод. В коробочке созревают продолговатые семена и приобретают бурый, почти черный тон. Они являются пищей для лесной дичи. Благодаря обильному выделению нектара цветок относится к медоносу.

«Характер» растения

Марьянник хорошо себя чувствует, произрастая на лугах, лесных опушках и полянах. В распространении ему помогают муравьи, которые переносят упавшие семена в другие места, где в следующем году вырастает Иван-да-Марья. Цветок (фото предлагается ниже) относится к полупаразитам, и его питание смешанное. Он живет благодаря почве, воде, углекислому газу и солнцу, но часть своей энергии он черпает от других растений. Для этого он присасывается корешками к соседним травам и выжимает из них соки.

Почему назвали Иван-да-Марья

Большинство растений не обладают такой контрастной окраской, именно поэтому цветок Иван-да-Марья оброс легендами и поверьями. Каждый народ рассказывал свою версию появления цветка, но в любой такой истории были влюбленные, которые хотели остаться вдвоем. Именно этот яркий цветок стал символом верности. Еще с давних лет считалось, что синий — это цвет мужчин, а желтый, соответственно, женский. Но даже имена Иван и Марья были не случайными, ведь в те времена именно они были самыми распространенными и могли символизировать любую влюбленную пару.

Распространенные легенды

Первая история связана с двумя влюбленными, которых звали Иван и Марья. Пара пошла в лес, чтобы собирать грибы. Но неожиданно налетели тучи, засверкала молния, полил дождь. Красавица Марья испугалась, но Иван ее заслонил от ненастья. После того как гроза окончилась, влюбленные побежали домой. Спустя время на этом месте, где парень оградил девушку от ненастья, вырос прекрасный желтый цветок, а над ним склонился фиолетовый листочек, который его «окутывал», как Иван заслонял Марью.

Есть другая легенда о цветке Иван-да-Марья. В одном лесу жил лохматый Леший, который не имел друзей и пугал прохожих. Но однажды весной он заметил красивую желтую фиалку, в которую сразу влюбился. Ее звали Марьюшка. Леший ею любовался, а фиалка даже не смотрела на него. Однажды он не выдержал и признался, что очарован, и предложил ей выйти за него замуж, но Марьюшка просто отвернулась. Он обещал ей звезды собрать, но красавица сказала, что ничего от него не хочет. Она любила цветущего рядом сиреневым цветом Иванушку. И эти две фиалки поженились и стали жить вместе на одном стебельке. А леший ушел горевать. Вот такие истории сочинял народ в прошлые времена. Но помимо легенд цветок Иван-да-Марья славится своими целебными свойствами.

Лечебные характеристики растения

Растение имеет свойство оказывать противовоспалительное и ранозаживляющее воздействие. Травники используют отвар из марьянника для лечения желудочных и сердечных болезней. Также его настой можно добавлять в ванны для избавления от экзем, ревматизма, туберкулеза кожи.

Сбор травы

Для приготовления лекарственных средств используют все наземные части: плоды, цветы, листья и стебли. Сбор растения начинается в мае и оканчивается в сентябре. Плоды можно найти с июля по сентябрь. Растение нужно сушить в проветриваемой комнате. После этого его держат отдельно от остальных трав. Стоит помнить, что растение быстро растрачивает свои целебные свойства, поэтому его предельный срок хранения составляет 10 месяцев.

Предостережение

Всем, кто решил использовать цветок Иван-да-Марья для лечения, нужно помнить, что он является ядовитым, поэтому важно проявлять осторожность, особенно принимая растение внутрь. Семена содержат в своем составе аукубин. Он способен воздействовать как наркотическое средство, а также оказывать раздражающее действие. Обычно это выражается в сонливости, понижении сердечной деятельности и слабости. Если после применения этого препарата вы заметили перечисленные симптомы, стоит сразу обратиться к доктору.

Рецепты настоев

Если имеется чесотка, сыпь или золотуха, можно приготовить отвар, который добавляется в ванную или используется для местного протирания. Для приготовления необходимо залить литром кипятка три ложки травы. Настаивать нужно два часа, после чего средство процеживается.

Если у человека наблюдаются головокружения, гипертония, эпилепсия, болезни сердца, невралгии, проблемы с ЖКТ, готовится другой настой из этой же травы. Для приготовления стакан кипятка выливают в емкость со столовой ложкой марьянника дубравного. После того как пройдет полчаса, средство процеживается. Принимать нужно два раза в день по полстакана.

Для того чтобы быстрее заживить раны, можно воспользоваться свежей молотой травой. Таким же действием обладает порошок из Иван-да-Марьи.

Если нужно избавиться от вредных насекомых, готовится отвар из плодов.

Иван-да-Марья: цветок комнатный, многолетний

Некоторые любители растений хотели бы завести в своем цветнике этот красивый цветок. Сразу стоит сказать, что марьянник является дикой травой. Но существуют другие виды комнатных цветов, которые домохозяйки называют Иван-да-Марья. Можно отметить, что они во многом отличаются от марьянника. Среди таких домашних растений может быть бегония клубневая. Также Иван-да-Марьей называют кампанулу. Но у нее есть и другое имя -«Жених и невеста». Цветок Иван-да-Марья комнатный (фото показано выше) отличается от настоящего еще и тем, что он многолетний и размножается не только семенами, но и черенками.

Если говорить о марьяннике, то его иногда применяют как бордюрное растение. Оно отлично дополняет композиции, оформленные корягами и валунами. Но поскольку этот красавец — полупаразит, не многие решаются оставить его на своем участке.

www.syl.ru

Славянские традиции

К травам, обладающим чародейными свойствами относятся: трава колюка, папоротник, или кочедыжник, тирлич-лихоманник, плакун-трава, дурман адамова голова, болотный голубец, ревенька, одолень-трава, земляника, перенос, на-сон, разрыв-трава, перелёт-трава, иван-да-марья, будяг, чертополох, подорожник, лопушок, купаленка, медвежье ушко, богатенька, чернобыльник, лютик, архилин, муравьиное масло, медяница, или курячья слепота и петров крест. По легендам, целебные травы выращивают русалки и мавки, которые знают все их лечебные свойства. Согласно белорусскому поверью, купальские травы максимально целебны, если их собирают «старые и малые», то есть старики и дети – как наиболее чистые (не живущие половой жизнью, не имеющие месячных очищений и т. п.). Украинские девушки обязательно рвали полынь, так как считали, что её боятся ведьмы и русалки. Полынь носили на поясе, вплетали в венки, втыкали в стены домов и ворот, чтобы преградить путь ведьмам.

Зелень использовалась как универсальный оберег: считалось, что она защищает от болезней и эпидемий, сглаза и порчи; от колдунов и ведьм, нечистой силы, «ходячих» покойников; от стихийных молнии, урагана, пожара; от змей и хищных зверей, насекомых-вредителей, червей. Наравне с этим контакт со свежей зеленью осмыслялся и как магическое средство, обеспечивающее плодовитость и успешное разведение скота, домашней птицы, урожайность злаковых и огородных культур.

Травы старались собрать рано утром в Иванов день до восхода солнца, так как, по поверьям, целебные свойства сохраняют лишь те растения, которые не успеет осветить солнце (болг, бел., укр.). Именно в это время «каждая травка просит сорвать её и сама раскрывает свою целебную силу». Собирали не только лечебные травы, но и растения-обереги (крапиву, полынь, ветки колючих кустарников), а также травы и цветы, предназначенные для гаданий, для обрядовых венков и букетиков, растения для изготовления веников, мётел, корзин.

В «Разрядных книгах» находятся записи о целом ряде старинных судебных волокит о таких травоведах. Достаточно было найти у кого-нибудь неведомый корень или пучок неизвестной травы, чтобы этому было придано значение злого умысла. Пойманных накануне Иванова дня «ведунов» пытали, били батогами, чтобы «не повадно было бы носить и собирать травы и коренья».

Общие сведения о растении Иван-да-Марья

Трава иван да марья

Марьянник Дубравный (Melampyrum nemorosum L.) – однолетнее травянистое растение с опушенным стеблем. Листья супротивные, яйцевидно-ланцетные. Цветки светло-желтые, двугубые, собраны в колосовидные соцветия. Плод – яйцевидная коробочка. Семена крупные, продолговатые, бурые или почти черные. Высота растения – 15-60 см.

Растение выделяется особо ярким контрастом прицветников синих тонов и ярко-жёлтых венчиков. Оно очень декоративно, поэтому часто привлекало внимание живописцев и поэтов, но сорванное в букеты быстро увядает. Цветы Иван-да-Марьи обильно выделяют нектар и вполне заслуженно считаются хорошим медоносом.

Название Иван-да-Марья в разных областях могут давать нескольким (разным) травянистым растениям, цветы которых (или верхние части всего растения) отличаются присутствием двух резко различаемых окрасок, чаще всего жёлтой и синей или фиолетовой. Чаще всего словом Иван-да-Марья называют именно марьянник дубравный, реже – фиалку трехцветную. Еще реже такое название дают шалфею луговому и барвинку – у них тоже ярко отличающиеся два цвета.

Марьянник дубравный встречается в северной, средней и юго-западной зонах европейской части России. Растет по лесным полянам (иногда большими массивами), опушкам, холмам, в зарослях кустарников, на болотистых лугах и меловых склонах. Самое обычное растение наших лугов, полян и опушек лиственных лесов, где цветёт с конца весны до начала осени (май-сентябрь).

Магические свойства

У восточных славян цветок иван-да-марья являлся символом купальских празднований. Во многих местностях у русских он известен также под названиями «цветок Купалы», «купавка», «купальница», «Иваньковский цвет». Белорусы называют его «брат и сестра» и «цветок плача», а украинцы – «братками».

Происхождение этого цветка у восточных славян и некоторых народов, соседствующих с ними – поляков, литовцев, связывается с фольклорным мотивом наказания брата и сестры за инцест – кровосмесительный брак. Так, у русских известно поверье о превращении брата и сестры, вступивших в запретную связь, в цветок, который, соответственно их именам – Иван и Марья, так и стал называться иван-да-марья. У украинцев и поляков широко распространены легенды с близким сюжетом: брат и сестра, разлученные в детстве, долго ходили по свету, а встретившись, не узнали друг друга, поженились и лишь позже узнали, что они брат и сестра. От стыда и горя они превратились в траву, цветы которой – синего и желтого цвета. В фольклоре всех восточных славян встречаются баллады и песни, в которых рассказывается о том, что брат и сестра едва не поженились или уже повенчались, но перед брачной ночью узнали о своем родстве:

А в вокресенье венчали,

В понедельник спать клали.

Стал пытати детина,

Якого роду девчина.

«Я с Киева войтовна, По батюшке Карповна!»

Стала пытати девчина,

Якого роду детина:

«Я с Киева войтович, По батюшке Карпович!»

«Ах, и где ж тому было,

Чтоб сестра за брата шла?

Сестра за брата не йдет,

А брат сестру не берет!

Мы пойдем у поле,

Мы скинемся травою

А что братец с сестрою!»

Эти баллады чаще всего использовались в качестве купальских песен. Невольное нарушение брачного запрета, встречающееся в обрядовых песнях на этот сюжет, соотносится с бытовавшими в народе рассказами о том, что в купальскую ночь в древние времена снимались запреты на любовные отношения между всеми мужчинами и женщинами. Этим обычаем объясняется и тот факт, что инцестуальные мотивы являются наиболее частыми именно в купальских песнях. Широко был распространен, например, купальский песенный сюжет о брате, который хочет убить свою сестру-соблазнительницу. В другой песне делается акцент на том, что инициатива в предложении инцеста принадлежит сестре:

Ходит коник

Вороненький.

На том коне <…>

Иван сидит,

За ним Марья <…>

Вдогон бежит:

«Постой, Иван <…>

Скажу нечто! <…>

Тебя люблю <…>

С тобой пойду!

Загадаю <…>

Три загадки.

А что растет <…>

Без кореня?

А что горит <…>

Без полымя?

А что бежит <…>

Без повода?»

В этой песне содержится архаичный мотив разгадывания загадок космогонического характера (в данном случае разгадка – камень, сажа, вода), который в мифопоэтических текстах имеет отношение к теме испытания на знания, свидетельствующие о готовности к браку.

Сопоставив фольклорный и обрядовый материал восточных славян с мифологиями других народов, исследователи пришли к выводу, что в основе легенд, поверий, купальских песен об инцесте, в том числе и текстов о происхождении цветка иван-да-марьи, лежит архаичный миф о близнецах, один из которых – Иван – связан с жизнью и огнем, а другой – Марья – со смертью и водой. Их отношения в обрядовых песнях соотносятся с древним мотивом брачного поединка огня и воды, то есть именно тех противостоящих друг другу природных стихий, которые имели первостепенное значение в купальской обрядности.

Песни о происхождении цветка иван-да-марьи, связанного с нарушением брачного запрета между братом и сестрой, исполняли в купальскую ночь, пока не сгорало колесо и не затухал обрядовый костер.

В украинских поверьях этот цветок является символом спасения от любви людей, близких по крови. У русских иван-да-марью наряду с некоторыми другими травами использовали для изготовления венков – девичьих головных уборов купальского праздника. Бросая эти венки в воду, девушки гадали о своей судьбе: если венок прибьется обратно к берегу, значит, в этом году остаться в девушках; уплывет к другому берегу – к замужеству; ну, а если венок потонет – гадающую ждет смерть. В Санкт-Петербургской губернии девушки, совершая ритуальное омовение в день Ивана Купалы, входили в воду с цветами иван-да-марьи и отпускали их: если цветок тонул, это предвещало смерть.

Как и другие травы, цветок иван-да-марья в день летнего солнцестояния, когда природа достигала наивысшего расцвета, обладал, по народным представлениям, магической силой, которой крестьяне старались успеть воспользоваться. Повсеместно в день Аграфены Купальницы и Ивана Купалы в лесах и полях собирали травы и цветы. Как правило, за ними отправлялись девушки и молодки – вышедшие замуж в текущем году. В Псковской губернии они, ходили по полю в «рядок» – взявшись за руки, пять-шесть человек – и, собирая растения, обязательно пели:

Пойдем, девки, лугом,

Станем, девки, кругом,

Сорвем по цветочку,

Совьем по веночку,

Куда их денем?

Невестам оденем.

В некоторых местах вместе с девушками за травами ходили и парни. Растения, среди которых цветок иван-да-марья встречался наиболее часто, приносили в деревню большими охапками. Их рассыпали по полу в храмах, жилищах и по земле во дворах, клали к окнам и около икон. Эти растения считались и лучшим средством от различных неприятностей. Во время грозы сохраненную травку бросали в печь, чтобы уберечь дом от ударов молнии, то есть от стихии огня. Цветок иван-да-марья, сорванный в купальскую ночь, клали в углы избы: по поверьям, это помогает избежать кражи. Вор не войдет в дом, где есть иван-да-марья, потому что «брат с сестрой будут говорить; вору будет чудиться, что говорит хозяин с хозяйкой». В белорусской традиции этот цветок – «брат-сестра» – использовали как целебное средство: купальским утром его давали коровам, чтобы были благополучны. Здесь же считали, что он помогает от кашля. В Полесье вплоть до второй половины ХХ века с этой же травой, называемой здесь «братками», купали детей, чтобы они хорошо спали.

Цветок папоротника

Трава иван да марья

Описание

Сначала факты. Папоротники – отдел очень древних растений, богатый своим разнообразием (более 10 тыс. видов). Размножаются папоротники спорами и

вегетативным путем (отростками). Споры находятся на тыльной стороне листка и вполне невзрачны. Некоторые виды папоротников выбрасывают стрелку со спорами, которая напоминает соцветие, но никак не одиночный цветок. А еще папоротники бывают ядовитые. Летом в жаркую погоду в лесу воздух насыщен испарениями. Возможно, именно они вызывают различные слуховые и зрительные галлюцинации.

Легенды о цветке папоротника

Папоротник всегда привлекал к себе интерес и даже вызывали у людей некоторую опаску. Он считались особыми, таинственным и затаённым растениям, не похожим на все остальные. Он вечно что-то скрывал, рос в полутёмных, сырых, страшноватых местах и, видимо, хранили в себе какое-то тайное знание.

Людей привлекала таинственность этих растений, загадка их размножения пpи отсутствии цветков. Все растения цветут, а этот нет – значит, оно особенное, отмечено тайной. Так вокруг начинают возникать легенды о папоротнике, сказания, сказки. В них – скромный обитатель лесов и наделяет теми свойствами, которых человек наяву не наблюдал – папоротник расцветает, но не просто, а волшебно.

Хоpошо известна легенда о папоротнике, в которой волшебный цветок pаспускается раз в году в ночь на Ивана Купала. В древнеславянской традиции папоротник получил известность как магическое растение. Согласно поверью, именно в купальскую полночь ненадолго зацветал папоротник и раскрывалась земля, делая видимыми скрытые в ней сокровища и клады.

После полуночи те, кому посчастливилось найти цветок папоротника, бегали в чем мать родила по росистой траве и купались в реке для получения от земли плодовитости.

Согласно легенде о папоротнике в полночь перед Ивановым днем папоротник на несколько мгновений зацветает ярко-огненным цветком с волшебными свойствами. Около полуночи из листьев папоротника внезапно появляется почка, которая, поднимаясь все выше и выше, то заколышется, то остановится — и вдруг зашатается, перевернется и запрыгает. Ровно в полночь созревшая почка разрывается с треском, и взорам представляется ярко-огненный цветок, столь яркий, что на него невозможно смотреть; невидимая рука срывает его, а человеку никогда почти не удается сделать это. Кто отыщет расцветший папоротник и сумеет овладеть им, тот приобретает власть повелевать всем.

В повести «Вечера накануне Ивана Купала» Н. В. Гоголь рассказывал о старинном народном предании, по которому раз в год зацветает цветок папоротника, и кто сорвет его, тот добудет клад и разбогатеет. Н. В. Гоголь в «Вечерах накануне Ивана Купала» так описывает цветение папоротника: «Глядь, краснеет маленькая цветочная почка и, как будто живая, движется. В самом деле чудно! Движется и становится все больше, больше и краснеет, как горячий уголь. Вспыхнула звездочка, что-то тихо затрещало, и цветок развернулся перед его очами, словно пламя, осветив и другие около себя». «Теперь пора!» — подумал Петро и протянул руку… Зажмурив глаза, дернул он за стебелек, и цветок остался в его руках. Все утихло…».

Сорвав цветок папоротника и подбросил его вверх, присовокупив специальные наговоры. Цветок поплыл в воздухе и опустился как раз над тем местом, где хранился сказочный клад.

На Руси папоротник называли разрыв-травой. Считалось, что достаточно одного прикосновения цветка папоротника, чтобы открыть любой замок. По поверьям, сорвать цветок папоротника очень трудно и опасно. Считалось, что цветок папоротника сразу после расцветания срывает рука невидимого духа. И если кто-то осмелится пойти сорвать папоротниковый цвет, то духи навлекут на него ужасы и страхи, и могут увести его с собой.

В России бытовала такая легенда о папоротнике:«Пастух пас быков недалеко от леса и заснул. Проснувшись ночью и видя, что около него нет быков, побежал в лес искать их. Бежавши по лесу, нечаянно набежал на поросль, которая только что расцвела. Пастух, не замечая этой травы, перебежал прямо через нее. В это время нечаянно он ногою сбил цветок, который попал ему в башмак. Тогда он сделался счастливым и сразу нашел быков. Не зная, что у него в башмаке и не разуваясь несколько дней, пастух в это короткое время скопил деньги и узнавал будущее. Между тем в башмак за это время насыпалось земли. Пастух, разувшись, стал вытряхивать землю из башмака и вместе с землею вытряхнул и цвет папоротника. С этого времени потерял он свое счастье, потерял деньги и не стал узнавать будущего».

С этим растением связаны красивые легенды. Согласно одной из них, в том месте, где упала с утеса прекрасная девушка, возник чистый источник, а волосы ее превратились в папоротник. Другие легенды о папоротнике связывают его возникновение с богиней любви и красоты Венерой: замечательное растение выросло из оброненного ею волоса. Один из видов его так и называется адиантум — венерин волос.

Широко распространённое предание об огненном цветке папоротника, который нужно было найти в ночь на Ивана Купалу, связано с папоротником щитовник мужской, но и кочедыжник женский так же получил свою долю в этом древнем ритуале. Ещё с племенных первобытных времён кочедыжник женский считался «надёжным» и сильно действующим «ведьминским корнем».

У крестьян Вологодской области издавна существовало такое поверье, что если в ночь на Ивана Купалу найти большой женский папоротник, терпеливо посидеть около него, не шевелясь и накрывшись плотной тканью, то можно узнать все тайны лесных трав и целебных растений. Якобы, спустя какое-то время можно будет увидеть в полумраке не очень тёмной северной ночи, как мимо папоротника женского пробегут одна за другой все лечебные травы, каждая назовёт себя и скажет, от какой болезни помогает.

Когда искать цветок папоротника?

Трава иван да марья

Тут все выглядит просто. Цветет он в ночь на Ивана Купала. А значит искать его следует ночью с 6 на 7 июля. Не тут-то было! Некоторые утверждают, что Купала празднуется 7 июля, а искать нужно в ночь праздника, следовательно, нужная ночь – с 7 на 8 июля. Кроме того, по старому стилю этот праздник приходился на 23-24 июня, что соответствует легенде про Перунов цвет. Примерно на этот период, с 20 по 26 июня, приходится день летнего солнцестояния, и именно в эти дни в других странах отмечают Ивана Купала. С переходом на новый стиль праздник сместился на 2 недели, а солнце, видимо, забыли предупредить, поэтому

днем летнего солнцестояния так и считается 22 июня. Мало того, нужно учитывать, что праздник Ивана Купала возник вследствие объединения языческого праздника Купала и христианского празднования дня рождения Иоанна Крестителя (22 июля). Так что когда искать – придется решать самим.

Где искать?

Это понятно. Там, где растет папоротник. Но вряд ли для этого подойдет папоротник в вазоне с вашего подоконника или с дачного участка. Нужен дикорастущий папоротник. Внешний вид у него достаточно характерный, так что вряд ли вы спутаете его с каким-то другим растением. Папоротники достаточно неприхотливы, им лишь бы было тепло да сыро. Поэтому растут они в лесах, на болотах, возле рек. Но идти все-таки придется в лес, причем в самую глухую его часть.

Как искать цветок папоротника?

Ответ напрашивается сам собой – тщательно. Хотя некоторые варианты легенды утверждают, что нужно возле папоротника очертить ножом магический круг, который будет защищать вас от нечисти, расположиться в нем и терпеливо ждать появления цветка. Расцветет он ровно в полночь и будет цвести… какое-то время. По разным источникам – от одного мгновения до целой ночи. Непонятно только как выглядит этот цветок. Одни говорят, что это крупный красный, «огненный», цветок, другие – серебристый, третьи – маленький беленький цветочек. Все сходятся только в одном – цветок этот светится. Отсюда пошли другие его названия: светицвет, горицвет, жар-цвет, цвет-свет. Значит, разглядеть его ночью будет не так-то сложно. Только, говорят, будет страшно. Нечисть будет всячески стараться напугать вас видениями, различными звуками, могут даже окликать вас по имени. Представления наших предков об этом описаны Гоголем в «Майской ночи». А еще утверждают, будто у цветка этого есть страж какой-то особенный, цель которого – не дать вам сорвать заветный цветочек.

Что делать потом?

Трава иван да марья

Цветок нужно быстро сорвать. Вдруг он все-таки цветет лишь одно мгновение. Потом, по различным источникам, спрятать и бежать, или бережно нести в ладонях. Главное – не оглядываться. Или же, по другим данным, сидеть в очерченном круге, дожидаясь утра. Что с ним делать дальше – непонятно. Видимо, засушить и хранить в домашнем гербарии. В одной из легенд сказано, что цветок вообще нужно бросить в реку и загадать желание.

Для чего вообще он нужен?

Обладатель цветка папоротника обретает массу сверхспособностей. Он будет уметь фактически все: понимать язык зверей, видеть клады сквозь толщу земли, становиться невидимым, мгновенно переноситься с места на место (телепортироваться), быть неуязвимым, повелевать духами, кроме того, все его желания будут исполняться. Все это будет длиться до тех пор, пока цветок папоротника будет находиться в ваших руках. А охочих отобрать у вас этот цветок будет достаточно и среди людей, и среди представителей нечистой силы.

mfina.ru

Сияет Марья в жёлтом сарафане,

Она — невеста, а Иван — жених,

Он в сине-фиолетовом кафтане,

И дан им стебель общий на двоих.

Всегда вдвоём в союзе неразлучном

Среди лугов встречаются они —

Иван-да-Марья — в том названье звучном

Знак верной неизмеренной любви!

 

Александр Соловьев

 

Иван да Марья – народное имя, которым называют несколько совершенно разных растений. Иногда так зовут фиалку трехцветную, иногда  — шалфей луговой, так в некоторых областях принято называть барвинок и живучку женевскую, но наиболее часто под этим именем знают марьянник дубравный.

 

 

Это растение привлекает к себе взгляд неожиданным видом своих цветов, кажется, что Иван-да-Марья цветет одновременно и желтыми, и синими цветами. Такой цветовой контраст делает это растение необыкновенно эффектным и ярким. На самом деле цветки у этого растения желтого цвета, а над ними, этаким необычным зонтиком, расположены ярко синие листочки, которые прикрывают собой сами цветки.

 

Народных названий у этого растения очень много: луговой звонец, желтушка, иванова трава, липняк, иванец, брат с сестрой, медунка, сорочьи стружки, золотушная трава.

 

С этим растением связано много народных преданий, большей частью посвященных запретной любви. Один из самых распространенных сюжетов народного фольклора повествует о том,  как родные брат и сестра, Иван и Марья, не зная о своем кровном родстве, вступили в брак, а когда узнали, что они родные по крови, ужаснулись случившемуся, но не смогли расстаться друг с другом, за что и были превращены богами в прекрасный цветок, ставший символом верности.

 

Славяне с давних времен наделяли цветы Иван-да-Марьи сильными магическими свойствами. Считалось, что сорванные в ночь на Ивана Купалу, они способны стать надежным оберегом дома от любых злых сил и чар, а также хранителем супружеского счастья.

 

 

Само сочетание желтого и синего цветов у славян являлось олицетворением купальских символов двух противоположных стихий — огня и воды. Именно поэтому Иван-да-Марья — один из четырех цветков — атрибутов гадального венка на праздник Ивана Купалы. Славянские народы верили, что цветок Иван-да-Марьи помогает установить союз человека с богами, ведь в нем навсегда нашли свой союз две непримиримости — огонь и вода — земное и небесное.

 

Народные сказания утверждают, что эта травка способствует достижению человеком гармонии между стихиями инь и янь, даруя вечное счастье.

 

А еще на Руси существовал обычай попариться в баньке веником из Иван-да-Марьи в Купальскую ночь, чтобы обрести здоровье, красоту и благополучие.

 

Ботаническое название Иван-да-Марьи — марьянник дубравный (Melampyrum nemorosum). Это  однолетнее полупаразитное травянистое растение высотой 15-50 см. Корень тонкий, слабый, растение легко выдергивается из земли. Все растение покрыто короткими беловатыми волосками. Стебель прямой, ветвистый. Листья супротивные, яйцевидно-ланцетные, длиннозаостренные, цельнокрайние. Цветки, слегка поникающие, на коротких цветоножках, обращены в одну сторону, находятся по одному в пазухах верхних листьев, образуя рыхлую одностороннюю кисть. Цветок имеет ярко-желтый венчик и прицветный лист фиолетового, синего или малинового цвета. Чашечка цветка трубчато-колокольчатая, с четырьмя зубцами, два из которых более длинные. Плод — яйцевидная, заостренная коробочка. Семена трехгранные, бурые, удлиненные.

 

Зацветает Иван-да-Марья в конце весны и цветет почти все лето до самой осени. Семена марьянника дубравного прорастают осенью, в сентябре – октябре у них образуется длинный ветвящийся корешок. Зимуют они под опадом, прямо на поверхности почвы. Дальнейшее их развитие происходит весной, после таяния снега.

 

Марьянник дубравный приспособился к распространению своих семян весьма оригинальным способом. В качестве добровольных распространителей семян выступают муравьи. Дело в том, что семена этого растения напоминают зерна пшеницы и имеют «мешочки» с ароматными маслами. А эти масла очень нравятся муравьям, которые и перетаскивают семена. Поэтому так часто густые заросли Иван-да-Марьи появляются вдоль оживленных лесных муравьиных троп.

 

Это растение — полупаразит. На его корнях имеются присоски, с помощью которых оно прикрепляется к корням других растений и таким образом питается их соком. Иван-да-Марья может паразитировать на ивах, орешнике, ольхе, ели, а также пастушьей сумке, медунице, сныти, существенно подавляя развитие растений-хозяев. Правда, после преждевременной гибели ослабленных растений-хозяев, погибает и их паразит.

 

В России марьянник дубравный широко распространен в лесной и лесостепной зонах европейской части. Чаще встречается по опушкам, разреженным лиственным лесам, среди кустарников, на сырых торфяных лугах, на меловых склонах, лесных пастбищах, обычно  образуя густые заросли.

 

 

Всего род марьянник насчитывает 13 видов, среди которых для европейской зоны наиболее характерными являются марьянник дубравный, марьянник полевой (Melampyrum arvense), марьянник луговой (Melampyrum pratense), марьянник лесной (Melampyrum silvaticum) и марьянник разрезной (Melampyrum laciniatum).

 

Иван-да-марья — растение-медонос.

 

Кроме того, марьянник дубравный издавна применяется в народной медицине, хотя ядовит. Отвары Иван-да-Марьи применяют при болезнях сердца и желудка, а также при невралгии и эпилепсии; для лечебных ванн — при лечении диатеза, различных сыпей, экземы, туберкулеза кожи, ревматизма. Растение обладает противовоспалительным, инсектицидным и сильным ранозаживляющим действием. Марьянник дубравный не является фармакопейным растением, хотя является перспективным для фармакологических исследований.

 

Как лекарственное сырье, используются цветки, стебли, листья, а также плоды. Собирают лекарственное сырье в период цветения растения. Сушку производят в хорошо проветриваемых помещениях.

 

Внимание! Лечебное сырье марьянника дубравного необходимо хранить отдельно от других растений! Срок хранения сухого сырья — до 10 месяцев.

 

При использовании этого растения в лечебных целях следует помнить, что оно весьма ядовито, поэтому применять его внутрь следует с большой осторожностью.

 

Плоды марьянника дубравного собирают с июля по сентябрь. Отвар плодов применяют для уничтожения вредных насекомых.

 

Марьянник дубравный обладает превосходными декоративными достоинствами. В садовом дизайне его можно использовать как бордюрное растение или, например, в композициях природного стиля вместе с другими некрупными растениями, живописными корягами и камнями.

 

Широкому использованию этого растения на садовых участках мешает то, что марьянник — полупаразит.

 

Сегодня его можно увидеть лишь в садах травников или отдельных любителей растений, к которым этот цветок чаше всего попал самозванцем, выросшим из семян, занесенных на участок садовыми муравьями. Однако, научившись сдерживать его «вредные» привычки, можно подружиться с уникальным растением-оберегом, к тому же еще необыкновенным красавцем, который будет вызывать неподдельное удивление и восхищение ваших гостей.

 

 

Фото: Максим Минин, Рита Бриллиантова

www.greeninfo.ru

Иван-да-марья: легенды и предания

Знания о цветке Иван-да-марья уходят своими корнями вглубь веков. В языческие времена предки-славяне называли цветок Купала-да-Мавка. Лишь с приходом христианства он обрел новое имя, дошедшее и до наших дней.

Согласно восточнославянским мифам жили на белом свете брат с сестрой – Купала и Кострома, волею случая и родительского ослушания разделенные в детстве. Через много лет злосчастный случай вновь их свел вместе, но не ведали они о своем родстве, и полюбили друг друга. И лишь после свадьбы узнали, что сердца их связаны запретной любовью. Горькая правда заставила брата и сестру выбирать между смертью и позором. Они выбрали смерть – Кострома утопилась в глубине лесного озера, и стала первой русалкой-Мавкой, а Купала бросился в жар костра.

Боги, глядя на такую трагедию, сжалились и превратили брата с сестрой в красивый цветок – частью синий, как вода, частью желтый, как огонь. С приходом христианства Купала был переименован в Ивана (в честь Иоанна Крестителя), а Мавку, горемычную сестру его, нарекли Марией, в честь Богородицы.

Волшебством наделяет молва двуликий цветок, сорванный в день летнего солнцестояния (на праздник Купалы):

  • помогает уйти от преследования человеку, носящего его при себе;
  • обладатель дивного растения сможет быстро передвигаться, будь под ним даже старая кляча (в современной интерпретации окажет помощь гонщику на любом автомобиле);
  • свежевыжатый сок растения давали пить людям, потерявшим память или рассудок;
  • хранение в доме мистического растения способствует защите жилища от злых намерений и духов;
  • выступает хранителем мира между мужем и женой.

Ботанические особенности цветка Иван-да-марья

Однолетнее травянистое растение из обширного семейства Норичниковые, предпочитающее полутень в лесах и рощах. Из этого семейства в средней полосе России произрастает два вида: Марьянник дубравный и Марьянник луговой.

Ведет полупаразитарный образ жизни благодаря небольшим присоскам (ризоидам) на слаборазвитой корневой системе. Присоски цветка Иван-да-марья прикрепляются к соседним культурам и даже деревьям, и растение подпитывается их соками. Отличительные особенности:

цветение иван-да-марьи

  1. В высоту растет от 10 до 50 см. Причем высота марьянника напрямую зависит от того, к какому растению он «присоседился».
  2. Заостренные ланцетовидные листья Иван-да-марьи располагаются супротивно друг другу на прямостоячем стебле. Внутренняя сторона листьев оснащена короткими волосками.
  3. Двугубые цветки желтого оттенка, а в синий окрашены верхние шерстисто-зубчатые прилистники (они не являются цветками).
  4. Цветение длится с июня по сентябрь.
  5. Иван-да-марья интенсивно выделяет нектар, являясь отличным медоносом.
  6. Размножается преимущественно семенным способом. Распространению растения способствуют муравьи, которые любят лакомиться сочными семенами и растаскивают их.

Внимание! Коров нельзя пасти в районах произрастания Иван-да-марьи, т.к. растение относится к ядовитым и насыщено гликозидами. Молоко от коров, которые употребили в пищу марьянник будет горьким и неприятным на вкус.

Заготовка и фармакологические свойства

В официальной медицине не используются препараты, содержащие цветок Иван-да-марья. Однако народные целители применяют в своих лечебных снадобьях марьянник, пользуясь рецептами, дошедшими до наших дней из глубины веков.

Для заготовки лекарственного сырья используется вся надземная часть Иван-да-марьи, включая его плоды. В период цветения растение либо выдергивают с корешком, либо срезают. Затем лекарственное сырье подвергают сушке в тени или в любом помещении с доступом свежего воздуха, разложив тонким слоем на сухой поверхности, или же подвесив пучками. Хранится сухоцвет Иван-да-марьи в сухом помещении с хорошей вентиляцией в течение 2-х лет в матерчатых мешках.

как применять иван-да-марью

Цветок Иван-да-марья богат флавоноидами и органическими кислотами.

Лекарственное растение обладает следующими эффектами:

  • успокаивающим (действует подобно транквилизаторам);
  • противосудорожным;
  • гипотензивным;
  • ранозаживляющим;
  • противовоспалительным;
  • положительно влияет на сердечно-сосудистую и нервную системы.

Иван-да-марья: показания к применению

В народной медицине марьянник широко применяется для лечения золотухи (в современной интерпретации разновидность атопического дерматита у детей). О давнем использовании растения для лечения этого недуга свидетельствует одно из народных названий цветка – Золотушник. При этом поражении кожи Иван-да-марья применяется наружно — ребенка моют в отваре или делают примочки.

Сухую измельченную траву марьянника целители используют в качестве ранозаживляющего и антисептического средства, предотвращая гнилостные процессы. В виде настоя Иван-да-марью употребляют внутрь при гипертонии и заболеваниях сердца. Травяным чаем облегчают состояние при невралгии и эпилепсии.

лечение травой иван-да-марья

Однако не следует начинать лечение без консультации с опытным травником. В случае нарушения дозировки и режима приема Иван-да-марьи возможны следующие проявления:

  • дискомфорт или боли в области желудка;
  • тошнота, рвота;
  • раздражительность;
  • сонливость;
  • замедление сердечного ритма;
  • урежение пульса;
  • слабость.

При появлении одного или нескольких вышеперечисленных симптомов необходимо прекратить употребление Иван-да-марьи, промыть желудок и обратиться за медицинской помощью. Не лишним будет напомнить что Иван-да-марья относится к ядовитым растениям, и применение внутрь беременными и детьми строго противопоказано.

dachadizain.ru


Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Adblock
detector