Розы и хризантемы


Лошадь бежит быстро-быстро.

— Наверно, уже ушел, — говорит мама. — Если опоздаем… Просто не знаю, что я буду делать…

— Успеем, — успокаивает Лаврентий Осипович.

Телега подпрыгивает на ухабах, проваливается колесами в выбоины, я подлетаю вверх, плюхаюсь на узел, опять подлетаю. Мне становится очень смешно. Еще, еще!..

— Быстрее! — кричу я лошади.

— Перестань хохотать, — говорит мама. — Язык прикусишь.

Лаврентий Осипович оборачивается, смотрит на меня через плечо:

— Веселая… А я тут одних вез… мальчишка у них… постарше вашей… как начало трясти… он и давай орать… Всю дорогу ревел.

— Быстрее! — кричу я.

— Замолчи сейчас же, — сердится мама.

Телега скачет и хочет выскользнуть из-под меня, пока я лечу, лечу, лечу куда-то вверх…

— Понравилось, значит, кататься? — говорит Лаврентий Осипович. — Все! Приехали.

Мы останавливаемся. Мама слазит на землю, снимает меня, узел с вещами. Мне так жалко, что мы приехали, я чувствую, что не удержусь и зареву.


— Прекрати немедленно! — Мама держит меня за руку и тащит вдоль поезда.

Вагоны стоят с широко распахнутыми дверями, на ступеньках везде люди.

— Не сядем, нет! — говорит мама. — Даже и думать нечего… Иди как следует!

Наконец она замечает свободное местечко — на самой нижней ступеньке.

— Влезай, милая, влезай! — подбадривает тетка с таким же узлом, как наш. — Утеснимся да поместимся. Чего уж… И тебе ехать надо.

Мы примащиваемся возле чьих-то ног. Одной рукой мама обхватывает меня, другой — узел.

— А как на ходу качнет, так и свалимся, — рассуждает тетка. — И конец всей дороге нашей… Ничего, не трусь, милая, авось доедем…

— Хоть бы сверху не напирали, — говорит мама.

— Доедем, — уверяет тетка. — Как все, так и мы.

Поезд трогается. Под ступенькой, разрываясь на полосы, летит земля. Мне страшно.

Колеса стучат в голове. В спину давят чьи-то ноги. Мне плохо, меня рвет.

— Ишь как растрясло, — говорят у меня над головой. — Небось покормила перед дорогой. Лучше бы с собой взяла. А то вон куда пошло.

— Спасибо хоть не в вагоне…

Мама молчит.

Мы едем в Москву.

Мы уже в вагоне. В тесноте, да не в обиде.

— Хоть вздремнуть можно, — говорит мама. — Хоть не боишься свалиться на ходу.


Ей хорошо. Когда поезд останавливается, она вместе с другими женщинами спрыгивает на землю и там делает все, что ей надо. А мне она не позволяет вылезать из теплушки.

— Присядь и сделай в щелочку.

Я пытаюсь, но не могу, у меня не получается.

— Делов-то, — говорит какая-то женщина. — Ты что, стыдишься? Никто на тебя и не смотрит.

— Возьми меня с собой, — прошу я маму.

— Только этого не хватало, — отвечает она. — Поезд в любую минуту может тронуться. Одна я еще как-нибудь догоню, а с тобой — наверняка отстану. Ты что, думаешь, что мы там в уборную ходим? Посреди чистого поля садимся.

— Да и кого бояться-то? — говорит женщина. — Мужиков так и так нету, одни бабы.

— Я и сама охотно предпочла бы не вылазить, — уверяет мама.

— Такая малявка, а вишь ты — стыдится, — рассуждают женщины. — А чего тут стыдиться? Как скотина по нужде ходит, так и человек.

Мы едем уже много дней, и в теплушке теперь намного просторней, чем раньше.

— В Москве у нас квартира со всеми удобствами, — сообщает мама. — Хоть бы уже добраться наконец. Хоть бы голову приклонить.

— Что это? Мама, что это?

— Где? Что? Это? Боже мой, это шкаф!

— Это наш шкаф?

— Ну конечно, наш!

Я заглядываю в шкаф. На нижней полке в уголке лежит еще один шкафчик — маленький, с кругленьким зеркальцем в дверце.


— Мама, смотри!

— Ах, подумать только… Это тетя Надя тебе подарила… В сорок первом году, перед самой войной. Сколько воды утекло… Кажется, целая жизнь прошла…

— Он мой?

— Твой, твой… — Мама присаживается на кровать. — Живы ли? Бог весть… Если бы хоть знать, где искать, у кого спрашивать…

Она подымается, вытаскивает из шкафа простыню.

— Полтора года не видела простыни… Как собака на голых досках… Кому рассказать, не поверят. Если бы знала, что меня ожидает…

— И кровать тоже наша? — не унимаюсь я.

— Я же тебе сказала: все наше. Не приставай, дай подумать…

Сколько у нас вещей! Они все время ждали нас тут. А я даже не знала, что мы такие богатые.

Мама стелет простыню поверх матраса.

За шкафом я нахожу железный игрушечный примус. У меня есть шкаф с зеркальцем и примус!

— Не лезь никуда, раздевайся! — говорит мама. — Боже мой, просто не верится — неужели я буду спать по-человечески? На собственной кровати… — Она стягивает с себя платье.

Я тоже забираюсь на кровать и ползу к стенке.

Как тут мягко!

Все переменилось. Отчего это все переменилось? Вчера пол в комнате был деревянный, из маленьких узеньких дощечек, а сегодня — из желтых каменных плиток. И кровать вчера стояла у другой стены. А главное, где наш шкаф? Где все наши вещи?

— Мама, это наша комната?


— Какая комната! Ты что, сегодня родилась?

Сердится. Я боюсь, когда она сердится, и поэтому ничего больше не спрашиваю.

— В нашей комнате будут жить другие, а мы можем убираться куда угодно! Полтора года высылала последние гроши! Ложки масла ни разу не купила! А теперь должна сквозь землю провалиться!.. — Мама очень сердится.

Я смотрю, как она раскрывает свою сумку, — у нее дрожат руки. Она роется в каких-то бумажках, роняет то одну, то другую.

— Вот, пожалуйста — все квитанции до единой! Счастье еще, что сохранила.

— Так подавайте на него в суд, — говорит молодая женщина, она стоит у дверей.

— Да, — говорит мама, — подумать только, так мечтала: приеду наконец, отдохну. В своей комнате, среди своих вещей. Так нет — ходи, судись, доказывай!.. Боже, что за проклятье такое! Вставай, — обращается она ко мне. — Ничего, кроме страданий!.. Последняя радость и та оборачивается несчастьем!

Темный длинный коридор. Кто-то говорит:

— Не закрывайте дверь, не видно.

Стулья вдоль стен все заняты. Мне очень хочется сесть.

— Ничего, постоишь, — говорит мама, — не велика барыня.

В маленькую комнатку впускают по нескольку человек. Мы должны ждать своей очереди. Я потихоньку присаживаюсь на корточки у стены.

— Встань сейчас же, немедленно вставай! — сердится мама. — Всю грязь решила собрать.


Я встаю.

— Долго еще?

— Можно подумать, что мне доставляет большое удовольствие здесь торчать!

Я отодвигаюсь от нее подальше и незаметно снова опускаюсь на корточки.

— А ну поди сюда! Я что, не говорила тебе, чтоб ты не смела садиться? Ты что, русского языка не понимаешь? Отвечай, что ты молчишь?

— Я устала…

— Ну конечно! Она устала, а я нет. Я никогда не устаю. Грязь, гадость, все плюют, а она уселась!

Женщины молча смотрят на нас, потом отворачиваются.

Зайти бы наконец в эту комнату… В коридоре очень холодно, я дрожу. Низенькая перегородка посреди комнаты качается вверх-вниз, вверх-вниз. Женщина за перегородкой тоже качается, и мама вместе с ней.

— Адрес? — говорит женщина.

— Беговая, семь.

— Не наш участок. Следующий!

— Как же так? Мне же сказали… Я весь день жду!

— Не знаю, гражданка, что вам сказали. Следующий!

— Так куда же мне обращаться?

— Гражданка, здесь не справочная. Не задерживайте. Следующий!

Мы выходим на улицу.

Земля под ногами раскачивается и толкает меня то вправо, то влево.

— Ведь русским языком спрашиваешь! — возмущается мама. — Нарочно два раза переспросила. А теперь оказывается — совершенно в другом месте. И день потерян… Иди как следует! Что за ребенок — черт поганый!..

Мне хочется лечь на землю и немножко отдохнуть, но я боюсь потерять маму. Я иду, иду и падаю.


— Вставай, что такое?! Вставай сейчас же! Что за наказание такое! Сама еле на ногах держишься, а тут изволь мучайся с ней! Не смей реветь!

Разве я реву? Я не реву.

— Тысячу раз тебе сказано: идешь — смотри под ноги! Все как об стенку горох. Иди как следует! Ты что, думаешь, что я буду тебя тащить?

Я стараюсь идти, это ноги не хотят двигаться. Земля качается и вертится. Я хватаюсь за маму.

— Не висни на мне, не смей на мне виснуть!

Мы подходим к нашему дому и заходим в подъезд. Почему-то вместо того, чтобы открыть дверь нашей квартиры, мама принимается ходить по кругу: мимо нашей двери, мимо двух соседних, по ступенькам вверх и опять: мимо нашей двери, мимо двух соседних…

www.libfox.ru

Цветы как символы

Язык цветов – универсальное средство передачи чувств и эмоций. Даже вручив букет человеку из другой страны, с которым вы говорите на разных языках, с помощью цветов вы сможете передать свои чувства и посылы. В каждой культуре растения имеют определенное значение, которое от культуры к культуре может различаться. Но в то же время существует интернациональные значения, которые вы найдете в специальном словаре языка цветов. Выбирая композицию из роз и хризантем, ознакомьтесь с тем, какое послание с помощью букета вы передаете.

Роза считается самым «эмоциональным» цветком. В зависимости от оттенка, она может передавать всю гамму человеческих чувств – от пылкой и страстной любви до сочувствия и скорби:

  • алые и красные – любовь, признание, глубокое уважение, страсть;
  • розовые – благодарность, симпатия, чувство восхищения и гордости;
  • зеленые – уважение, почтение, признательность;
  • оранжевые – энтузиазм, гордость.

Хризантема – символ дружбы и преданности. Оттенки значения могут немного меняться в зависимости от оттенка растения:

  • белая – открытость, искренность, честность;
  • желтая – трепетная любовь и нежные чувства;
  • красная – признание в любви.

Хризантемы, как и розы, считаются универсальными цветами, сочетающимися с другими представителями растительного мира. Дарить их можно в честь любого торжественного повода. Выбирая в качестве презента композицию из роз и хризантем, вы сможете передать всю глубину ваших чувств и непременно доставить удовольствие и радость тому, кто получит ваш искренний подарок.

Услуги «Flora Express» по доставке букетов

Выбранный вами букет будет доставлен в предварительно оговоренные сроки по указанному адресу нашим курьером. «Flora Express» осуществляет свою деятельность во многих городах по всему миру, чтобы наши клиенты имели возможность в любое время заказать бесплатную доставку композиций своим родным и близким.

Мы гарантируем свежесть букетов, их профессиональное оформление и своевременную доставку. Обращайтесь к нам, чтобы всегда иметь возможность сделать приятное любимым, друзьям и коллегам.

blog.floraexpress.ru

Хризантема во флористике


Розы и хризантемы

В осенний период, когда большинство цветущих культур уже увядают и готовятся к отдыху, хризантема только начинает расцветать. Богатство красок и разнообразия бутонов притягивает внимание флористов к данному растению.

Хризантема широко используется не только в качестве одного из основных элементов ландшафтного дизайна, но и нашла свое применение во флористике. Цветочные композиции, главным элементом которых выступают маленькие кустовые или одиночные крупноцветковые хризантемы, представляют собой скромный, но при этом преисполненный внутреннего достоинства подарок.

Такой букет подходит для различных случаев, начиная от романтического свидания и заканчивая официальным мероприятием. С помощью этого удивительно красивого и разноцветного цветка можно выразить свое уважение, почтение, признание, симпатию, влюбленность или даже страстную любовь.

Видео «Как собрать букет из хризантем и гербер»

В этом видео показан мастер-класс по сбору букета из гербер и хризантем.

С какими цветами сочетается

Уникальность хризантемы заключается в ее умении сочетаться практически с любым другим цветком. Так, согласно мнениям опытных флористов, интересно будут выглядеть сочетания с ирисом, нарциссом и ветками зелени. Не менее оригинально и стильно смотрится букет, в составе которого присутствуют лилии либо герберы.


Составить своими руками «ромашковый» букет в тот период, когда ромашки уже давным-давно отцвели, не составит особого труда – достаточно взять несколько веточек мелкой кустовой хризантемы белого окраса с характерными желто-зелеными серединками.

Розы

Розы и хризантемы

Роза, которая благодаря своей уникальной красоте и утонченности считается королевой цветов, будет гармонично смотреться в цветочной композиции с мелкими осенними хризантемами. В зависимости от выбранного цвета и стиля оформления такой букет можно подарить любимой девушке, подруге или коллеге.

Сочетание бутонов белого, молочного и светло-розового оттенка часто используется флористами для создания свадебных цветочных композиций. А вот комбинации красных роз и белых махровых хризантем лучше избегать – такой букет выглядит слишком пафосно и вычурно.

Альстромерии

Хризантемы гармонично смотрятся с альстромерией, отличающейся богатством и разнообразием цветового окраса, а также отсутствием ярко выраженного аромата. Маленькие зеленые листочки выглядят очень нежно и трогательно.

Хризантемы с альстромерией, упакованные в крафт-бумагу, станут идеальным вариантом подарка девушке, обладающей такими чертами характера, как жизнерадостность, активность, инициативность и энергичность.


Герберы

Разнообразие цветового окраса гербер и колоритность осенней хризантемы интересно сочетаются в одном букете. Такая стильная флористическая композиция, оформленная в корзину либо шляпную коробку, подходит для поздравления юбиляра или коллеги.

Однако если отдать предпочтение нежным оттенкам бутонов используемых цветов, то получится весьма оригинальный и изысканный свадебный букет.

Тюльпаны

Розы и хризантемы

Как утверждают специалисты в области флористики, в настоящее время большой популярностью пользуются нежные цветочные композиции, которые зачастую дарят молодым девушкам либо используют в качестве букета невесты. Так, сочетание веточек кустовой хризантемы, нежной маттиолы и трогательного тюльпана пастельных оттенков олицетворяют влюбленность и симпатию дарящего.

Яркие оттенки (желтый, оранжевый, ярко-розовый, красный, бордовый, малиновый и даже синий) больше подходят для энергичных и жизнерадостных людей.

Гвоздики

Белые гвоздики с веточками нежно-розовой хризантемы и сиреневой эустомы используются флористами для создания свадебных букетов. С давних времен гвоздика символизировала прочность брачных уз, подчеркивала невинность и трогательность образа новобрачной.

Монобукет

Благодаря успешной работе отечественных и зарубежных селекционеров было выведено несколько десятков тысяч разновидностей хризантем, которые отличаются высотой стебля, диаметром бутона и, конечно же, окрасом. Такое многообразие выбора открывает неограниченные возможности для начинающих и профессиональных флористов при составлении цветочных композиций с участием данной декоративной культуры.

Маленькие махровые цветочки или крупные бутоны, монохромные, контрастные или многоцветные, длинные или укороченные ветки – существует множество вариантов оформления монобукетов из хризантем.

Варианты свадебных букетов

Свадебный букет из хризантем подходит как для юной невесты, так и для взрослой мудрой новобрачной. Лучше всего этот удивительной красоты цветок смотрится в виде классического ровного букета или полусферы. Привлекательный и оригинальный вид будет иметь композиция асимметрического типа.

В качестве элементов декора подойдут нежные веточки зелени. Однако если вам нравятся более изысканные варианты, можно использовать декорированные булавки, жемчуг, кристаллические стразы и ленты. Чтобы букет смотрелся прилично, элегантно и нежно, декора должно быть немного.

Как сделать своими руками

Многие ошибочно полагают, что собрать красивый букет могут только профессиональные флористы, умеющие грамотно подбирать элементы композиции и соответствующую упаковку. Однако смысловое значение любого букета – это отображение чувств дарящего. Пусть ваш вариант будет не столь красивым и изысканным, но его нежность и искренность способны покорить и удивить любого человека.

Розы и хризантемы

Инструменты и материалы

Давайте попробуем сделать букет из хризантем своими руками. Сначала нужно определиться с формой и основными составляющими цветочной композиции.

В процессе работы понадобятся:

  • цветы;
  • веточки зелени;
  • ножницы и острый нож;
  • тонкая проволока;
  • емкость для основы (пропитанная водой губка, ваза, цветочный горшок);
  • материалы для упаковки (крафт-бумага, сетка, корейская матовая пленка, корзина, шляпная коробка и др.);
  • элементы для декора (бабочки, птички, небольшого размера плюшевый мишка и прочее).

Инструкция по сборке

Теперь поговорим о том, сколько цветов должно быть в букете и как их правильно упаковать.

Количество веток зависит от размера цветочной композиции и выбранного вида растений. Из крупноцветковых хризантем получится большой букет. Чтобы композиция не выглядела слишком огромной и объемной, достаточно не более 3–5 веточек хризантем.

Осмотрите внимательно цветы и отложите в сторону те, которые выглядят увядающими и несвежими. Оставшиеся растения следует укоротить на необходимую длину и аккуратно удалить нижнюю часть листвы.

Пропитанную водой губку, известную в кругах флористов под названием оазис, нужно хорошо увлажнить и выжать. Бережно вставляйте цветы в оазис, чтобы не повредить нежные стебельки. Размещать элементы цветочной композиции следует симметрично и равномерно. Зафиксируйте проволокой собранные в букет растения и оформите все в упаковку.

grow-me.ru

Светлана Шенбрунн

Розы и хризантемы

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

ЛЕТО 1943-го — ЛЕТО 1947-го

Лошадь бежит быстро-быстро.

— Наверно, уже ушел, — говорит мама. — Если опоздаем… Просто не знаю, что я буду делать…

— Успеем, — успокаивает Лаврентий Осипович.

Телега подпрыгивает на ухабах, проваливается колесами в выбоины, я подлетаю вверх, плюхаюсь на узел, опять подлетаю. Мне становится очень смешно. Еще, еще!..

— Быстрее! — кричу я лошади.

— Перестань хохотать, — говорит мама. — Язык прикусишь.

Лаврентий Осипович оборачивается, смотрит на меня через плечо:

— Веселая… А я тут одних вез… мальчишка у них… постарше вашей… как начало трясти… он и давай орать… Всю дорогу ревел.

— Быстрее! — кричу я.

— Замолчи сейчас же, — сердится мама.

Телега скачет и хочет выскользнуть из-под меня, пока я лечу, лечу, лечу куда-то вверх…

— Понравилось, значит, кататься? — говорит Лаврентий Осипович. — Все! Приехали.

Мы останавливаемся. Мама слазит на землю, снимает меня, узел с вещами. Мне так жалко, что мы приехали, я чувствую, что не удержусь и зареву.

— Прекрати немедленно! — Мама держит меня за руку и тащит вдоль поезда.

Вагоны стоят с широко распахнутыми дверями, на ступеньках везде люди.

— Не сядем, нет! — говорит мама. — Даже и думать нечего… Иди как следует!

Наконец она замечает свободное местечко — на самой нижней ступеньке.

— Влезай, милая, влезай! — подбадривает тетка с таким же узлом, как наш. — Утеснимся да поместимся. Чего уж… И тебе ехать надо.

Мы примащиваемся возле чьих-то ног. Одной рукой мама обхватывает меня, другой — узел.

— А как на ходу качнет, так и свалимся, — рассуждает тетка. — И конец всей дороге нашей… Ничего, не трусь, милая, авось доедем…

— Хоть бы сверху не напирали, — говорит мама.

— Доедем, — уверяет тетка. — Как все, так и мы.

Поезд трогается. Под ступенькой, разрываясь на полосы, летит земля. Мне страшно.

Колеса стучат в голове. В спину давят чьи-то ноги. Мне плохо, меня рвет.

— Ишь как растрясло, — говорят у меня над головой. — Небось покормила перед дорогой. Лучше бы с собой взяла. А то вон куда пошло.

— Спасибо хоть не в вагоне…

Мама молчит.

Мы едем в Москву.

Мы уже в вагоне. В тесноте, да не в обиде.

— Хоть вздремнуть можно, — говорит мама. — Хоть не боишься свалиться на ходу.

Ей хорошо. Когда поезд останавливается, она вместе с другими женщинами спрыгивает на землю и там делает все, что ей надо. А мне она не позволяет вылезать из теплушки.

— Присядь и сделай в щелочку.

Я пытаюсь, но не могу, у меня не получается.

— Делов-то, — говорит какая-то женщина. — Ты что, стыдишься? Никто на тебя и не смотрит.

— Возьми меня с собой, — прошу я маму.

— Только этого не хватало, — отвечает она. — Поезд в любую минуту может тронуться. Одна я еще как-нибудь догоню, а с тобой — наверняка отстану. Ты что, думаешь, что мы там в уборную ходим? Посреди чистого поля садимся.

— Да и кого бояться-то? — говорит женщина. — Мужиков так и так нету, одни бабы.

— Я и сама охотно предпочла бы не вылазить, — уверяет мама.

— Такая малявка, а вишь ты — стыдится, — рассуждают женщины. — А чего тут стыдиться? Как скотина по нужде ходит, так и человек.

Мы едем уже много дней, и в теплушке теперь намного просторней, чем раньше.

— В Москве у нас квартира со всеми удобствами, — сообщает мама. — Хоть бы уже добраться наконец. Хоть бы голову приклонить.

— Что это? Мама, что это?

— Где? Что? Это? Боже мой, это шкаф!

— Это наш шкаф?

— Ну конечно, наш!

Я заглядываю в шкаф. На нижней полке в уголке лежит еще один шкафчик — маленький, с кругленьким зеркальцем в дверце.

— Мама, смотри!

— Ах, подумать только… Это тетя Надя тебе подарила… В сорок первом году, перед самой войной. Сколько воды утекло… Кажется, целая жизнь прошла…

— Он мой?

— Твой, твой… — Мама присаживается на кровать. — Живы ли? Бог весть… Если бы хоть знать, где искать, у кого спрашивать…

Она подымается, вытаскивает из шкафа простыню.

— Полтора года не видела простыни… Как собака на голых досках… Кому рассказать, не поверят. Если бы знала, что меня ожидает…

— И кровать тоже наша? — не унимаюсь я.

— Я же тебе сказала: все наше. Не приставай, дай подумать…

Сколько у нас вещей! Они все время ждали нас тут. А я даже не знала, что мы такие богатые.

Мама стелет простыню поверх матраса.

За шкафом я нахожу железный игрушечный примус. У меня есть шкаф с зеркальцем и примус!

— Не лезь никуда, раздевайся! — говорит мама. — Боже мой, просто не верится — неужели я буду спать по-человечески? На собственной кровати… — Она стягивает с себя платье.

Я тоже забираюсь на кровать и ползу к стенке.

Как тут мягко!

Все переменилось. Отчего это все переменилось? Вчера пол в комнате был деревянный, из маленьких узеньких дощечек, а сегодня — из желтых каменных плиток. И кровать вчера стояла у другой стены. А главное, где наш шкаф? Где все наши вещи?

— Мама, это наша комната?

— Какая комната! Ты что, сегодня родилась?

Сердится. Я боюсь, когда она сердится, и поэтому ничего больше не спрашиваю.

— В нашей комнате будут жить другие, а мы можем убираться куда угодно! Полтора года высылала последние гроши! Ложки масла ни разу не купила! А теперь должна сквозь землю провалиться!.. — Мама очень сердится.

Я смотрю, как она раскрывает свою сумку, — у нее дрожат руки. Она роется в каких-то бумажках, роняет то одну, то другую.

— Вот, пожалуйста — все квитанции до единой! Счастье еще, что сохранила.

— Так подавайте на него в суд, — говорит молодая женщина, она стоит у дверей.

— Да, — говорит мама, — подумать только, так мечтала: приеду наконец, отдохну. В своей комнате, среди своих вещей. Так нет — ходи, судись, доказывай!.. Боже, что за проклятье такое! Вставай, — обращается она ко мне. — Ничего, кроме страданий!.. Последняя радость и та оборачивается несчастьем!

Темный длинный коридор. Кто-то говорит:

— Не закрывайте дверь, не видно.

Стулья вдоль стен все заняты. Мне очень хочется сесть.

— Ничего, постоишь, — говорит мама, — не велика барыня.

В маленькую комнатку впускают по нескольку человек. Мы должны ждать своей очереди. Я потихоньку присаживаюсь на корточки у стены.

— Встань сейчас же, немедленно вставай! — сердится мама. — Всю грязь решила собрать.

Я встаю.

— Долго еще?

— Можно подумать, что мне доставляет большое удовольствие здесь торчать!

Я отодвигаюсь от нее подальше и незаметно снова опускаюсь на корточки.

— А ну поди сюда! Я что, не говорила тебе, чтоб ты не смела садиться? Ты что, русского языка не понимаешь? Отвечай, что ты молчишь?

— Я устала…

— Ну конечно! Она устала, а я нет. Я никогда не устаю. Грязь, гадость, все плюют, а она уселась!

Женщины молча смотрят на нас, потом отворачиваются.

Зайти бы наконец в эту комнату… В коридоре очень холодно, я дрожу. Низенькая перегородка посреди комнаты качается вверх-вниз, вверх-вниз. Женщина за перегородкой тоже качается, и мама вместе с ней.

— Адрес? — говорит женщина.

— Беговая, семь.

— Не наш участок. Следующий!

— Как же так? Мне же сказали… Я весь день жду!

— Не знаю, гражданка, что вам сказали. Следующий!

— Так куда же мне обращаться?

— Гражданка, здесь не справочная. Не задерживайте. Следующий!

Мы выходим на улицу.

Земля под ногами раскачивается и толкает меня то вправо, то влево.

— Ведь русским языком спрашиваешь! — возмущается мама. — Нарочно два раза переспросила. А теперь оказывается — совершенно в другом месте. И день потерян… Иди как следует! Что за ребенок — черт поганый!..

www.litmir.me

Лошадь бежит быстро-быстро.

— Наверно, уже ушел, — говорит мама. — Если опоздаем… Просто не знаю, что я буду делать…

— Успеем, — успокаивает Лаврентий Осипович.

Телега подпрыгивает на ухабах, проваливается колесами в выбоины, я подлетаю вверх, плюхаюсь на узел, опять подлетаю. Мне становится очень смешно. Еще, еще!..

— Быстрее! — кричу я лошади.

— Перестань хохотать, — говорит мама. — Язык прикусишь.

Лаврентий Осипович оборачивается, смотрит на меня через плечо:

— Веселая… А я тут одних вез… мальчишка у них… постарше вашей… как начало трясти… он и давай орать… Всю дорогу ревел.

— Быстрее! — кричу я.

— Замолчи сейчас же, — сердится мама.

Телега скачет и хочет выскользнуть из-под меня, пока я лечу, лечу, лечу куда-то вверх…

— Понравилось, значит, кататься? — говорит Лаврентий Осипович. — Все! Приехали.

Мы останавливаемся. Мама слазит на землю, снимает меня, узел с вещами. Мне так жалко, что мы приехали, я чувствую, что не удержусь и зареву.

— Прекрати немедленно! — Мама держит меня за руку и тащит вдоль поезда.

Вагоны стоят с широко распахнутыми дверями, на ступеньках везде люди.

— Не сядем, нет! — говорит мама. — Даже и думать нечего… Иди как следует!

Наконец она замечает свободное местечко — на самой нижней ступеньке.

— Влезай, милая, влезай! — подбадривает тетка с таким же узлом, как наш. — Утеснимся да поместимся. Чего уж… И тебе ехать надо.

Мы примащиваемся возле чьих-то ног. Одной рукой мама обхватывает меня, другой — узел.

— А как на ходу качнет, так и свалимся, — рассуждает тетка. — И конец всей дороге нашей… Ничего, не трусь, милая, авось доедем…

— Хоть бы сверху не напирали, — говорит мама.

— Доедем, — уверяет тетка. — Как все, так и мы.

Поезд трогается. Под ступенькой, разрываясь на полосы, летит земля. Мне страшно.

Колеса стучат в голове. В спину давят чьи-то ноги. Мне плохо, меня рвет.

— Ишь как растрясло, — говорят у меня над головой. — Небось покормила перед дорогой. Лучше бы с собой взяла. А то вон куда пошло.

— Спасибо хоть не в вагоне…

Мама молчит.

Мы едем в Москву.

Мы уже в вагоне. В тесноте, да не в обиде.

— Хоть вздремнуть можно, — говорит мама. — Хоть не боишься свалиться на ходу.

Ей хорошо. Когда поезд останавливается, она вместе с другими женщинами спрыгивает на землю и там делает все, что ей надо. А мне она не позволяет вылезать из теплушки.

— Присядь и сделай в щелочку.

Я пытаюсь, но не могу, у меня не получается.

— Делов-то, — говорит какая-то женщина. — Ты что, стыдишься? Никто на тебя и не смотрит.

— Возьми меня с собой, — прошу я маму.

— Только этого не хватало, — отвечает она. — Поезд в любую минуту может тронуться. Одна я еще как-нибудь догоню, а с тобой — наверняка отстану. Ты что, думаешь, что мы там в уборную ходим? Посреди чистого поля садимся.

— Да и кого бояться-то? — говорит женщина. — Мужиков так и так нету, одни бабы.

— Я и сама охотно предпочла бы не вылазить, — уверяет мама.

— Такая малявка, а вишь ты — стыдится, — рассуждают женщины. — А чего тут стыдиться? Как скотина по нужде ходит, так и человек.

Мы едем уже много дней, и в теплушке теперь намного просторней, чем раньше.

— В Москве у нас квартира со всеми удобствами, — сообщает мама. — Хоть бы уже добраться наконец. Хоть бы голову приклонить.

— Что это? Мама, что это?

— Где? Что? Это? Боже мой, это шкаф!

— Это наш шкаф?

— Ну конечно, наш!

Я заглядываю в шкаф. На нижней полке в уголке лежит еще один шкафчик — маленький, с кругленьким зеркальцем в дверце.

— Мама, смотри!

— Ах, подумать только… Это тетя Надя тебе подарила… В сорок первом году, перед самой войной. Сколько воды утекло… Кажется, целая жизнь прошла…

— Он мой?

— Твой, твой… — Мама присаживается на кровать. — Живы ли? Бог весть… Если бы хоть знать, где искать, у кого спрашивать…

Она подымается, вытаскивает из шкафа простыню.

— Полтора года не видела простыни… Как собака на голых досках… Кому рассказать, не поверят. Если бы знала, что меня ожидает…

— И кровать тоже наша? — не унимаюсь я.

— Я же тебе сказала: все наше. Не приставай, дай подумать…

Сколько у нас вещей! Они все время ждали нас тут. А я даже не знала, что мы такие богатые.

Мама стелет простыню поверх матраса.

За шкафом я нахожу железный игрушечный примус. У меня есть шкаф с зеркальцем и примус!

— Не лезь никуда, раздевайся! — говорит мама. — Боже мой, просто не верится — неужели я буду спать по-человечески? На собственной кровати… — Она стягивает с себя платье.

Я тоже забираюсь на кровать и ползу к стенке.

Как тут мягко!

Все переменилось. Отчего это все переменилось? Вчера пол в комнате был деревянный, из маленьких узеньких дощечек, а сегодня — из желтых каменных плиток. И кровать вчера стояла у другой стены. А главное, где наш шкаф? Где все наши вещи?

— Мама, это наша комната?

— Какая комната! Ты что, сегодня родилась?

Сердится. Я боюсь, когда она сердится, и поэтому ничего больше не спрашиваю.

— В нашей комнате будут жить другие, а мы можем убираться куда угодно! Полтора года высылала последние гроши! Ложки масла ни разу не купила! А теперь должна сквозь землю провалиться!.. — Мама очень сердится.

Я смотрю, как она раскрывает свою сумку, — у нее дрожат руки. Она роется в каких-то бумажках, роняет то одну, то другую.

— Вот, пожалуйста — все квитанции до единой! Счастье еще, что сохранила.

— Так подавайте на него в суд, — говорит молодая женщина, она стоит у дверей.

— Да, — говорит мама, — подумать только, так мечтала: приеду наконец, отдохну. В своей комнате, среди своих вещей. Так нет — ходи, судись, доказывай!.. Боже, что за проклятье такое! Вставай, — обращается она ко мне. — Ничего, кроме страданий!.. Последняя радость и та оборачивается несчастьем!

Темный длинный коридор. Кто-то говорит:

— Не закрывайте дверь, не видно.

Стулья вдоль стен все заняты. Мне очень хочется сесть.

— Ничего, постоишь, — говорит мама, — не велика барыня.

В маленькую комнатку впускают по нескольку человек. Мы должны ждать своей очереди. Я потихоньку присаживаюсь на корточки у стены.

— Встань сейчас же, немедленно вставай! — сердится мама. — Всю грязь решила собрать.

libking.ru

"Розы и хризантемы" — роман Светланы Шенбрунн. Я прочитала его десять лет назад; он был тогда финалистом "Букера" (для нынешнего "Букера" он был бы слишком хорош, пожалуй). Книжку у меня кто-то взял и не вернул. Но помнила я роман отлично: много было совпадений. Очень болезненных. Иногда просто буквальных. Девочку в романе, например, мать лупила за то, что она не туда заводит хвостик буквы "Д" — и у меня в жизни имела место ровно такая же сцена с буквой "Д" и матерью. Через годы, через расстоянья: я писала свои диктанты в восьмидесятые, девочка в романе — в сороковые. Обеим досталось за букву "Д". Вообще я в детстве была примерно в такой же ситуации, что и девочка Света. Но ни в какой литературе мне прежде не доводилось встречать ничего настолько похожего.
"Розы и хризантемы" — это семейная и коммунальная жизнь глазами ребёнка, в период с сорок третьего до начала пятидесятых, в доме писателя; люди там действуют реальные — мать, отец, бабушка рассказчицы. Рассказано блистательно, Шенбрунн мастер диалога (это большая редкость — когда писатель не объясняет своего героя, а просто даёт ему говорить; речевая характеристика всегда производит куда более сильное впечатление).
Через десять лет после прочтения романа оказалось, что моя заграничная френдесса Маша Розы и хризантемыmaria_amor — дочь Светланы Шенбрунн. Вследствие этого у меня снова есть книжка: Маша подарила. Я сейчас перепечатаю из книжки чуть-чуть про бабушку; бабушка мой любимый персонаж, альтернативный символ дореволюционной России, так сказать.
Сороковые годы, эпизод воссоединения бабушки с семьёй.

Мама с Еленой Николаевной втаскивают бабушкин багаж — два сундука. Елена Николаевна уходит, а мама открывает сундуки. В одном лежит картина.
— Это Жорж рисовал! — объясняет бабушка. — До войны. Называется "Оленьчики". Вот здесь написано. — Она переворачивает картину и показывает надпись: "Нарисовано в Минске в ночь на 19 апреля 1934 года за один час семнадцать минут зубной щёткой".
— И ты ничего лучшего не придумала, как привезти эту гадость сюда, — говорит мама.
— Почему гадость? — обижается бабушка. — Это не гадость. Я у себя над постелью повешу.
— И не думай — ни в коем случае! Чтобы у меня в комнате висела такая пакость!..
— Это не пакость! — не сдаётся бабушка. — Это память о покойном муже.
— Помни его так!..
Мама открывает другой сундук. Здесь лежат железное блюдечко, зелёная стеклянная ваза для цветов, сломанный веер, веночек из пожелтелых бумажных роз и фиолетовая шелковая плиссированная юбка, от ветхости распавшаяся на ленты.
— Стоило везти в такую даль… — мама поджимает губы.
Бабушка защищает юбку:
— Я за неё в пятом году тры рубля золотом отдала!
— Ну пойди возьми свои "тры" рубля обратно!
— Можно сделать абажур!
— Ну конечно!.. Подтереться, извините за выражение, и то нечем!
Бабушка плачет.
— У меня было много! Я Сашке снесла, когда большевики дом отняли…
— Какой дом? Какие большевики? Дом ты проиграла в карты ещё до революции! Ты думаешь, я не помню, как отец на тебя орал?
— Да, орал, — соглашается бабушка. — Но вещи я снесла к Сашке.  А Маруська после обокрала. А вазочку Сашка подменил. Разве моя была такая!..
— Убери всю эту дрянь, чтобы я её не видела! — Мама пинает ногой бабушкину плиссированную юбку. — Выкини в мусоропровод, вынеси во двор, делай что хочешь, но чтобы у меня в комнате этой мерзости не было!
Бабушка подымает юбку, отряхивает, аккуратно складывает и прячет обратно в сундук.
— Ты что, не поняла, что я сказала?
— Я поняла, Нина, поняла! — плачет бабушка. — Я всё поняла: ты из-за вещей меня выписала. Тебе мать не нужна! Ты думала, я тебе золота привезу…
— Не говори глупостей!
— Нет, это не глупости! Я всё вижу. Ты думала, у меня ещё что-то осталось, да! А у меня ничего не осталось. Вот ты и бесишься. Я из Таганрога в чём стояла ушла. Чуть не сдохла… Чужие люди приютили… — Бабушка усаживается на свой сундук и всхлипывает. — Был бы жив Жорж, не пришлось бы у тебя кусок хлеба просить. Если хочешь знать, твой отец два года добивался моей руки… Петровчиков…
— Не желаю этого слушать! — перебивает её мама. — Не желаю знать никакого Петровчикова! Если бы этот идиот — твой Жорж — не пошел служить к немцам…
— Он не пошел служить к немцам! Он пошел служить на почту! И приносил домой бумагу. Я клеила конверты. И кто мог знать, что немцы такие хамы? Мы думали, они культурные люди. Все говорили, они распустят колхозы. И я думала, они вернут дом…
— Дом ты проиграла в карты! Ты что, идиотка? Я прекрасно помню, какой скандал был, когда ты вернулась из Петербурга! Как отец на тебя орал! А может, и поколотил, не знаю…
— Он меня не колотил! Он в жизни меня не бил! Он был интеллигентный человек. И я была на тридцать лет его моложе… И ты, Нина, не говоры — никто об этом не знает, — что я проиграла дом в карты. Его после приобрел Яковенков, а Яковенкова расстреляли в двадцать втором…
— Ты просто впала в детство! — мама оглядывается на меня и начинает говорить по-французски.

natabelu.livejournal.com

Варианты свадебных букетов невесты из хризантем

Во всем мире до сих пор идут споры о том, в какой же стране впервые появились хризантемы – в Японии или Китае, но сомнений нет, что они были привезены с Востока. На территории обоих государств это растение уважают, любят и используют при архитектурном оформлении, декоре одежды, а японский Высший орден Хризантем считается самой почетной среди всех остальных наград. Долгое время в Японии вышивать этот цветок на национальных одеяниях разрешалось только императорскому семейству, а простые люди могли быть осуждены за вольность такого рода.

Хризантемы для свадебных букетов

На Востоке неразделимо связывают хризантему с солнцем, это повелось с давних времен, когда цветок существовал в единственном цвете – желтом. Селекционеры уже давно смогли вывести сотни видов растений другого оттенка и оригинальных форм лепестков, которых на сегодняшний день насчитывается около 10 000. Когда-то этот цветок считался даром Богов, поэтому невеста, которая выберет его в качестве элемента для праздничного букета, получит божью благодать, благословение небес. Еще это растение может означать власть, сильный дух, умение пережить многие трудности.

Значение хризантемы в букете виновницы торжества может меняться в зависимости от ее оттенка:

  • Композиция с белыми цветами символизирует нежность невесты, ее ранимость, чистоту и невинность.
  • Голубой букет означает веселье, легкость, беззаботность отношений с любимым, а желтый – жизнерадостное настроение, которое всегда присутствует между будущими супругами.
  • Красный цвет говорит о страсти, благополучии и романтике.
  • Розовый означает нежность, девичество, легкий нрав.
  • Сиреневый или фиолетовый подчеркнут оригинальность невесты, ее уникальный стиль.

Разноцветные хризантемы для букета невесты

Стоит выбирать данные цветы для композиции, опираясь на их вид: существуют кустовые и одноголовые цветы. Первый вариант представляет собой соцветия нескольких раскрытых бутонов, которые прекрасно подойдут для букета в естественном стиле, а стебли с одним цветком могут украсить элегантную, сдержанную композицию. Одноголовые хризантемы большего размера, на них редко видна желтая сердцевина. Существует множество видов и тех, и других растений, их лепестки отличаются по форме – махровые, полумахровые, напоминающие ложку или свернутые в трубочку, короткие или длинные.

Большое количество видов интересного растения позволит невесте составить букет к любому свадебному образу – трогательному, дерзкому или романтичному. Виновница торжества должна выбирать цветок в зависимости от фасона платья, аксессуаров, макияжа и прически, пожеланий относительно сдержанности или, наоборот, яркости цветочной композиции. Анемоновидные или помпонные, хризантемы-фэнтези или перистые – каждый вид способен стать прекрасной деталью букета, подчеркивающего индивидуальность новобрачной.

Разновидности хризантем для свадебного букета

На территории России популярен сорт корейских хризантем (дубки) с мелкими бутонами соцветий, которые прекрасно выглядят и способны пережить зиму в открытом грунте. Вообще, почти любой вид этого уникального цветка легко справляется с холодами, благодаря чему невесты могут смело использовать его в композиции для зимней или осенней свадьбы. При температуре до 20 градусов растение может до двух недель сохранять свежесть, стоя в воде, поэтому у новоиспеченной супруги получится еще долго после торжественного мероприятия любоваться прекрасным букетом.

Сочетание с розами и альстромерией

Если девушка хочет создать оригинальный образ, в качестве свадебного аксессуара прекрасно будет выглядеть цветочная композиция, включающая в себя розы, альстромерии и хризантемы. Этот вариант букета означает жизнерадостность девушки, ее энергичный характер, активность и инициативность. Альстромерии представляют собой соцветия с несколькими бутонами, напоминающими лилии, а вместе с кустовым вариантом розочек и хризантемами они сделают букет пышным, воздушным. Садовые розы тоже подходят для аксессуара, с их помощью флористы расставят нежные или яркие акценты.

Хризантемы в букете с розами и альстромериями

Композиция из хризантем и гербер

Родина яркой герберы – Южная Африка, хотя она встречается и в других странах на юге. Этот жизнерадостный цветок словно впитал в себя жар тропического солнца – растение всегда поднимает настроение, делает даже обычный день праздничным. Гербера в свадебном букете символизирует радость, хорошее настроение, доброту будущей супруги. Огромная гамма оттенков цветка делает его отличной деталью композиции с хризантемами: розовые герберы сделают букет еще более нежным, желтые придадут ему солнечности, жизнерадостности, красные сделают яркий акцент.

Свадебная композиция с хризантемами и герберами

Нежный букет их хризантем и гвоздик

Гвоздика прекрасно подойдет как дополнение к хризантемовому букету верующей невесты, ведь этот цветок символизирует христианское понимание любви: по легенде она впервые расцвела в день рождения Иисуса. С древних времен это растение символизирует брачные узы, и раньше использовалось при проведении свадеб, однако многие современные девушки почему-то несправедливо редко обращают на него внимание во время подбора элементов для торжественной цветочной композиции. Букет с гвоздиками и хризантемами подчеркнет трогательный, невинный образ новобрачной.

Букет невесты с хризантемами и гвоздиками

Свадебный букет с розами и хризантемами

Роза – королева цветов, способна стать украшением любого свадебного букета, в том числе букета с хризантемами. Кустовой сорт этого растения будет отлично дополнять соцветия мелких растений, а крупные садовые розы акцентируют внимание на воздушности, легкости цветочной композиции. Виновница торжества может смело выбирать контрастные розы для оформления аксессуара или же сочетать цветы схожих оттенков.

Букет невесты с розами и хризантемами

Монобукет из хризантем

Хризантемы обладают способностью создавать абсолютно разные настроения праздничного аксессуара, делать его нежным, воздушным, строгим или естественным. Прекрасно эти растения смотрятся, оформленные в шарообразную или полукруглую композицию. Будущая супруга может выбрать цветы одного оттенка для оформления композиции или сочетать несколько тонов. Интересно и красиво смотрятся бело-розовый, бело-зеленый, желто-оранжевый варианты аксессуара невесты.

Хризантемовый букет на свадьбу для невесты

Видео: как составить букет из хризантем своими руками

Если новобрачная не хочет доверять флористу создание своего праздничного аксессуара, она может попробовать составить композицию самостоятельно. Для этого понадобится два вида хризантем – желтые и белые, а вдобавок несколько веточек папоротника для внешнего оформления, гипсофилы для визуального объема и специальный флористический инструмент – оазис. При помощи этих материалов и подробной пошаговой инструкции девушка с легкостью составит прекрасный атрибут. Смотрите видео:

Фото свадебных букетов невесты из хризантем

Трогательные хризантемы с нежным ароматом в аксессуаре новобрачной прекрасно сочетаются с другими растениями – розами, лилиями, альстромериями, пионами, гортензиями, эустомами, герберами, гвоздиками. Букет могут украшать и декоративные детали – например, искусственные ягодки, бабочки, бусины, сухие ветки. Идеи по созданию хризантемовой цветочной композиции черпайте в подборке фото, представленной ниже:

Хризантемовая композиция в букете для новобрачной

Розы и хризантемы

svadbavo.ru


Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.